Posted in Ռուսերեն

C 12.09.22-16.09.22

Урок 1

Слепой глупец

Однажды встретились одним летним знойным утром на опушке леса старик и молодой человек․ Оба решили присесть под мощными укатистыми ветвями старого дуба и отдохнуть от палящего, воинственно настроенного против всего мира солнца, которое с самого утра возмущалось как могло․ Молодой начал прислушиваться к старику, который то и дело что-то постоянно бормотал себе под нос и вовсю крестился․

  • Ты что это постоянно бормочешь, дед? Не имеется ли у тебя какой-то недуг или Лешего ненароком встретил?
  • Типун тебе на язык․․․тьфу! Какой недуг?! Это я так крещусь ․․․,  — буркнул старик․      
  • Ладно, старец, я пошутил․ Так что же это ты так бормочя крестишься?
  • Так это мне одна старуха двадцать лет назад нагадала, что умру я летним жарким днем, так после этого я в каждый летний день крещусь, чтоб Боженька сжалился надо мной, не отобрал у меня мою душонку․
  • Так это ты что целых двадцать лет то и делаешь что летом крестишься? А вдруг, бац, и зимой помрешь․․․ что же тогда делать? , — покачиваясь со смеху, юнец похлопал по руке старика, которая скорее напоминала лежыжку, а лицо старика было бледнее бледного․     
  • Ах ты проходимец, ты что над моим горем смеешься? Помру сегодня, будет это на твоей совести․
  • Дед, скажи мне, пожалуйста, сколько лет ты живешь на этой земле?

Дед, подумал․․․ подумал․․․

  • Много․․․ Но дорог мне каждый момент моей жизни настолько, что не хочу и секундой раньше помереть․   
  • А мне всего столько же, сколько ты начал креститься с того самого дня, что тебе  ведьма напророчила․ И знаешь, встретил я многое на своем пути – и хорошее, и плохое. Я сын моряка, который побывал практически во всех портах мира, ощущал то, что тебе и не снилось никогда, попадал в передряги, которые могли бы быть последними в жизни,  говорил с людьми, трогал животных, растения, которых мечтают увидеть многие ․․․ А я живу и радуюсь жизни как в первый  и последний мой день․ И так легко на душе, что я не думаю о смерти никогда․ При надобности она сама меня найдет․ 
  • Ты не думаешь, а я вот верующий человек․ Боженька увидит, что я усердно крещусь, сжалится над стариком․
  • А ты уверен, что душонку твою ожидает Боженька, а не другая сила из такого же знойного места как и это утро?
  •   Вот же проходимец! Чтоб за твоей душонкой сегодня пришел Дьявол․
  • Пусть приходит кто хочет, я всегда готов․․․, — с ноткой серьезности ответил молодой человек․
  • И не боишься ты смерти, хочешь сказать?
  • А что ее бояться, раз уж она ожидает каждого в тот или иной момент?! Так умер ты еще двадцать лет назад, когда послушал эту ведьму․ Жизнь твоя остановилась именно в тот день, когда страх овлодел твоим телом и мыслями․ 
  •  Неправда!, —  разгневанно начал колотить старик юнца․ Почем тебе знать что такое жизнь, ведь прожил ты в четыре раза меньше моего․․․?!
  • Я прожил в четыре раза больше твоего, глупец! Я радуюсь каждому дню: будь то прохладному, будь то знойному, будь то безоблачному, будь то дождливому․ Укачивали меня все моря и океаны мира в своих объятиях, принимали как родного все леса и поля, горы и утесы․ Я доволен всем тем, чем меня одарил Господь․․․ и даже недугом․ Я слеп, если ты того не заметил, — с улыбкой на лице сказал молодой человек․ — Хотя, конечно, ты дальше своей смерти не видишь ничего․
  • Как, и хочешь сказать, что будучи слепым глупцом, ты счастлив!?
  • Да, потому что я не увижу как смерть придет за мной, — продолжал шутить молодой человек, — в отличие от тебя․
  • Нет, ты действительно сумасшедший, мне лучше держаться от тебя подальше․    
  • Иди старец․․․ С Богом․ 

Подсев к дубу, молодой человек ощупал ладонью острый конец корня дуба, взросшего в неправильном направлении․ Не успел молодой человек подумать, что не дай Бог еще и подскользнется старик и ударится головой о мощный корень дуба, как так и произошло․ Старец был настолько погружен в то, что крестился не поколдая рук, как не заметил, что его туника зацепилась об острый конец корня․ И стал этот день то ли пророчеством, то ли оплошностью старика, то ли его наказанием․․․ Как же мы глупы, когда думаем, что будем жить вечно․  

Вопросы для обсуждения

  • Как и каким образом каждый из героев рассказа воспримал жизнь?
  • Может ли страх разрушить жизнь человека?

Author:

Ես Արամն եմ։ Սովորում եմ Մխիթար Սեբաստացի կրթահամալիրի 8-2 դասարանում։ Սիրում եմ իմ դպրոցը և ուրախ եմ, որ սովորում եմ այստեղ և ծանոթացել եմ հիանալի մարդկանց հետ։ Սիրում եմ Չապլինին, Չերչիլին, Նապոլեոնին, Նիկոլ Փաշինյանին, Միքայել Պողոսյանին, Արամ Խաչատրյանին, Շոստակովիչին, Մոցարտին,Երվանդ Քոչարին, Թումանյանին և այլ մեծերի։ Ազատ ժամանակ սիրում եմ ֆիլմեր դիտել,կարդալ և նկարել։

Leave a comment